Онлайн-магазинам нужно больше мест для хранения товаров
Ведущие позиции на рынке складской недвижимости сейчас занимают - онлайн продажи и розничная торговля, но не смотря на их ускоренный рост, площадь 4 самых крупнейших оффлайн предприятий по розничной торговле, в 6 раз превышает площадь лидеров по электронной коммерции.
По результатам 2020 года предприятия розничной и онлайн-торговли были более прибыльны по сравнению с логистическими
компаниями, или же производителями. В Москве на долю интернет-ритейлеров довелось 34% сделок, в остальных регионах лидируют продуктовые ритейлеры процент которых равен 56%. Операторы e-commerce взяли большое количество складов в минувшем году и в этом году и также продолжают расширяться. B 2021 году, также, ожидается огромное число сделок. Например, в 2020 г. Ozon заключил сделки на 415 000 кв. м, Wildberries выросла на 300 000 кв. м. Хотя, размер складских площадей в любом этапе занятости и строительства у данных фирм составляет 579 000 и 982 000 кв. м в целом. Ссылаясь на статистику, чтобы оборот торговли был 100 млрд рублей, онлайн площадкам требуется около 147 000 кв. м помещений для склада товара, а офлайн-ритейлерам – 93 000 кв. м, и это на 37% меньше. Это соотношение верное, если ставить в сравнения лидеров мировых интернет-площадок. Например, чтобы достигнуть оборот продаж в 100 млрд руб. online-ритейлерам требуется 243 000 кв. м, а offline-компаниям –46 000. Для того, чтобы увеличить оборот продаж и подойти к результатам offline-компаний, e-commerce стоит увеличить наличие на рынке складской недвижимости. Почему e-commerce выгодно иметь большее количество складов? Для манипуляций с обработкой заказов необходимо наличие больших площадей, также, online-ритейлеры чаще имеют дело с возвратом товаров, а для этого тоже необходимо много места. У offline-ритейлеров товар, по правилам, храниться на больших стеллажах или внутри складов магазинов. онлайн-ритейлеры теперь стали тоже размещать на своих складах товары других контрактных компаний. Товары клиентов marketplace могут занимать до 50–60% всех складов e-commerce. 0,2 квадратных метров примерная складская площадь на одного жителя России, 0,4 квадратных метров – площадь в Китае, 3,5 квадратных метров –площадь в США. На одного жителя получается около 1 квадратных метров хорошего помещения. В Праге эта цифра составляет 1,2 квадратных метров на человека, в Варшаве – 1,5 квадратных метров, в Нью-Йорке – 1,6 квадратных метров. Рынок складской недвижимости в РФ еще слабо развит, но имеет большой потенциал. Помимо этого, склады online-продаж имеют больше рабочих мест, чем склады offline-продаж. примерно в 2,5-5 раз. К примеру, на 40 000 кв.м оператора online-торговли создается 2000–4000 рабочих мест, а на той же площади, только в offline-продаже – около 800. Оnline-ритейлерам необходимо больше персонала для поштучной обработки товара для доставок, тем временем, как в offline-продаже необходимо меньше рабочей силы, чтобы поштучно обрабатывать товар для каждой доставки. Тем самым можно объяснить необходимость в рабочих помещениях. Убыток хороших помещений для склада, а также строгих требований к их содержанию, вынуждают чаще использовать схему built-to-suit. К тому же, ориентируясь по итогам 2019 года, часть сделок BTS в РФ было только 28%, то, на 2020 год она уже подошла к 48%. Понемногу спрос, со стороны разных областей, смещается в регионы. Например, в 2018 г. на регионы приходилось только 10% общего объема сделок складского рынка страны, в 2019 году эта цифра увеличилась до 26% оставаясь такой до 2020 года. В наших прогнозах видно продолжение роста объема, занимаемых складских площадей в регионах. Сейчас, объем складских помещений онлайн-игроков равен 2,9 млн квадратных метров с учетом объектов, которые строятся и проектируются. До конца 2024 года мы ждем увеличения этой цифры до 5 млн. квадратных метров. Если брать в сравнение с РФ Европу и Америку, то по количеству складов продуктового ритейла рынок РФ подошел уже близко к насыщению. А если брать в учет e-commerce, то Россия очевидно отстает. Поэтому планы по открытию новых складов очевидны. Тот, кто сможет построить наилучшую логистику инфраструктуры, тот и останется победителем по дивидендам.